Официальный сайт Елены Анатольевны Безбородовой

Сотри случайные черты и ты увидишь – мир прекрасен!

Мир многообразен и многолик, он полон необыкновенных чудес и удивительной красоты – такая мысль приходит в голову, когда оказываешься один на один с поэтичными, одухотворёнными произведениями Елены Безбородовой. Елена Безбородова – скульптор, виртуозно владеющий всеми разнообразными материалами (в зависимости от поставленной задачи она использует то медь, то бронзу, то камень, то дерево, то их сочетание), техниками, средствами и жанрами (ей одинаково хорошо удаётся как мелкая пластика, так и монументальная скульптура, портрет и анималистика, символические композиции и рельефные панно).

На счету автора целый ряд достижений. Она создала 25 монументальных и декоративных произведений, украшающих Москву и города России, кроме того, скульптурный образ Евангелиста Луки, который стал символом Международной выставки православного искусства «Свет миру», Иоанна Крестителя – проект будущего монумента в храмовом комплексе в Черногории, скульптуру «Спецназ России», которая в своё время вручалась крупным политическим и общественным деятелям, проект памятника воинам, мужественно сражавшимся за Москву в 1941 году «Превратились в белых журавлей»…

Познакомиться с произведениями, созданными Еленой Безбородовой на протяжении 25 лет творческой деятельности, можно на выставке, которая проходит сейчас в Центральном выставочном зале.

Пластическим работам скульптора свойственны продуманность и завершённость композиции: ничего не прибавить, не убавить, точность и ясность характеристик, и в то же время лёгкость и изящество: стройные тела, стремительные линии, удлинённые черты лица, грациозные движения вызывают ощущение чего-то несбыточно прекрасного.

Автору удаётся на языке скульптуры передать сложную гамму чувств – от глубокого трагизма и безутешного горя до светлой, тихой радости и бурного, всепобеждающего веселья. Наделённые человеческими эмоциями и переживаниями скульптуры живут своей особой жизнью. Это относится в равной степени как к произведениям на библейскую и мифологическую тематику, так и к проектам памятников, символическим образам, портретам, жанровым сценкам и образам животных.

Произведения Безбородовой, созданные по мотивам греческих мифов, чрезвычайно психологичны. Внимателен и серьёзен мудрый учитель и друг Геракла кентавр Херон, весь подался вперёд мальчик Амур, в руках у бога любви его традиционный атрибут лук, ещё секунда и он выпустит острую стрелу в невидимую цель; едва касаясь Земли, идёт богиня плодородия и земледелия Деметра, и везде, где она не ступит, распускаются цветы, растёт трава, проклёвываются почки. Есть на выставке и несколько скульптур, образы которых навеяны славянскими мифами. Это сидящие на высоких шестах волшебные птицы-девы, предвещающая будущее вещая птица Гамаюн и, наконец, всегда восстающая из пепла птица Феникс.

Глядя не только на мифологические, но и на реалистичные (на самом деле, слово «реализм» в данном случае не совсем уместно, так как произведения Елены не точный слепок с натуры, а преображённая действительность!) работы скульптора, испытываешь радостное волнение – так заражают они своей жизнерадостностью и яркими положительными эмоциями. Присела на мгновение отдохнуть на камешек у реки худенькая, хрупкая «Маленькая купальщица», на её губах блуждает улыбка, глаза широко распахнуты навстречу миру, энергетически заряжён танец длинноногой, стройной гимнастки – «Танец с лентами»…

Необыкновенная собранность и напряжённость свойственны скульптурам, созданным на основе библейских сюжетов. Вдохновенно вещает о приходе Мессии его предтеча Иоанн Креститель, поднял ладонь в благословляющем жесте святой Серафим Саровский, о своём чудесном трёхдневном пребывании в брюхе огромной рыбы рассказывает пророк Иона, бережно снимают с креста безжизненное тело Спасителя его мать Мария и любимый ученик Иоанн…

Ряд произведений скульптора можно назвать работами-персонификациями. Отталкиваясь от какой-то идеи или момента окружающей действительности, автор меняет их по своему усмотрению, наделяя неодушевлённые, абстрактные понятия человеческими чертами, и, напротив, превращая человека в символ. В чашечке цветка, как крохотная Дюймовочка, спряталась заснувшая безмятежным сном молодая женщина – «Сон», её фигурка так удачно вписана в очертания венчика, что кажется естественным продолжением цветка, в образе серьёзной, задумчивой царевны увидела Безбородова город «Москву», в образе медленно перебирающей звенящие струны арфы античной красавицы – «Музыку», в призывно курлыкающих журавлей, которые, широко раскинув крылья, взмывают в небеса, превращаются бегущие под свист пуль и взрывы снарядов солдаты – «Превратились в белых журавлей» всего мгновение отделяет их от небытия, один короткий миг остаётся до бессмертия.

Персонификации Безбородовой активно воздействуют на зрителя – первоначальное эстетическое удовольствие от созерцания скульптур постепенно переходит в качество более высокого порядка – удовольствие духовное; внешняя красота – только точка отсчёта для путешествия в глубь своего естества, к красоте сложного внутреннего мира.

Удивительно, но точкой отсчёта для путешествия в глубины человеческой души служат и образы животных и насекомых. Это не просто во множестве бегающие, ползающие, прыгающие по земле представители мира фауны, это обладающие своим лицом и характером индивидуальности. Большеглазая, с резными крыльями «Стрекоза», приготовившийся к прыжку ящер с упругим, обтекаемым телом – «Охота», с гордостью демонстрирующая свои роскошные крылья «Бабочка». Они не менее красивы и важны миру, чем самодовольно провозгласивший себя «царём природы» человек. Да, они другие, да, они выполняют неведомые нам задачи и иначе выглядят, но это совершенно не значит, что они хоть в чем-то нам уступают…

Говоря о выставке Елены Безбородовой, нельзя обойти вниманием и представленные автором портреты – «Прихожанка», «Матушка» и жанровые композиции – «Материнство», «Крещение», «Прощание». Портреты созданы с большой любовью и вниманием к личностным особенностям персонажа, жанровые сценки показывают лучшие проявления человеческой натуры: нежность, любовь, понимание, сочувствие, стремление познать истину и т.д.

Скульптурную часть выставки дополняют выполненные тушью и карандашом графические зарисовки. Елена – не только скульптор, но и талантливый график, уверенно владеющий линией, формой и композицией.

О достоинствах других произведений Елены Безбородовой пока умолчим. Рассказывать обо всём в пределах одной статьи не имеет смысла – гораздо лучше не читать, а увидеть всё своими глазами. Многообразный, многоликий мир талантливого скульптора ждёт вас, стоит только открыть дверь в Центральный выставочный зал и сделать, замирая и волнуясь, первый шаг в чудесную, волшебную страну…

Светлана КОЛОДИЕВА.

Также рекомендуем посмотреть статью: Скульптор Елена Безбородова - воздух, вплетённый в бронзу