Душа война. О выставке "Защитники Отечества" скульптора Елены Безбородовой
Впечатлениями делятся гости вернисажа.
Наталья Ивановна Конева, дочь маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева, председатель правления Фонда полководцев Победы:
Наталья Ивановна Конева
Всегда радуюсь, когда на такие выставки приглашают потомков тех, кто сражался в Великую Отечественную войну. Искусство вечно, и подвиги наших предков на той большой войне увековечиваются мастерами.
Какое-то время назад активно обсуждалось, каким должен быть памятник во Ржеве. Мой отец воевал подо Ржевом в самые, может быть, тяжелые моменты этой битвы, и для меня всё, что связано с теми сражениями, воспринимается как нечто личное, семейное. Мне было не все равно, каким будет памятник.
Проект памятника воинам, павшим подо Ржевом
Когда меня пригласили посмотреть на конкурсные работы, в скульптуре Елены я увидела символ, который очень важен. Это журавль.
Когда-то давно к нам в гости пришел человек, чьи книги мы читали и чьи строчки знают все – про то, как солдаты «превратились в белых журавлей». Это был Расул Гамзатов. Он был у нас в гостях. Папа его принимал. Тот пришел поговорить о войне. И, видимо, такие беседы с ветеранами для него были источником вдохновения. Потом, какое-то время спустя, была создана та самая знаменитая песня. И отца пригласили на премьеру этой песни. Впервые это произведение исполнил Марк Бернес. Там был и автор музыки, Ян Френкель. Когда закончилось исполнение песни, он подошел к моему отцу и спросил: ну как? И папа ответил: «Спасибо авторам, нам на войне нельзя плакать, ронять там слезы. Но такая песня позволяет нам сейчас уже увлажнить свои глаза слезами». Дома папа рассказывал про их разговор с композитором и еще раз обмолвился: «Нам только в таких случаях и позволено расчувствоваться». Этот их разговор описан и в воспоминаниях Яна Френкеля.
Поэтому, когда я его увидела эту скульптуру, я не смогла пройти мимо. В ней автору удалось запечатлеть этот столь пронзительный мотив, который трогает сердца, – порыв души, которая уже в своей жертвенной самоотдаче отрывается от всего земного. В наши дни чрезвычайно важно находить такие сильные емкие символы.
Елена Безбородова и Андрей Кумов у их совместной работы – скульптор ваяла, а воин был воином
Андрей Николаевич Кумов, Герой России, полковник, ветеран группы «Альфа»:
Я один из образов, которые здесь, на выставке, представлены.
Мне посчастливилось встретиться с Еленой Анатольевной в переломный момент моей жизни. И она, запечатлев этот образ героя, вдохновила и дальше жить, сражаться.
В этом мире добро должно быть с кулаками.
Всегда есть те, кого надо защищать. Брать оружие в руки. И хорошо, что есть те, кто готов это делать. И те, кто нас так вдохновляет.
ПОБЕЖДАЕТ ВСЕГДА ВЕСЬ НАРОД – ТЕ, КТО ВОЮЕТ НА ЛИНИИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ, ДОЛЖНЫ ЧУВСТВОВАТЬ ПОДДЕРЖКУ ТЫЛА. И МОЛИТВУ. ПОМОЩЬ БОЖИЮ ПО МОЛИТВАМ ВСЕХ.
Протоиерей Александр Птицын, клирик храма Большое Вознесение у Никитских ворот:
Слово отца Александра Птицына, гостя вернисажа– Церковь всегда поддерживала дух воинов, благословляла на ратный подвиг защитников Отечества, – и это всё в полной мере отражено в скульптурах Елены Безбородовой.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Я знаю, что впереди нас ждет победа, и любая скульптура, которую изваяла Елена, после победы может занять достойное место на площадях российских городов, стать памятником нашим героям.
Талант Елены охватывает не только Великую Отечественную войну, Афганскую, Чеченскую, но и непреходящую духовную брань. У нее есть и скульптурные образы наших духовных воинов – патриархов, старцев-молитвенников земли русской.
Творчество Елены Безбородовой воспитывает души, вдохновляет наших ребят на подвиги. Будем молиться о том, чтобы она создала образы и наших новых героев, – тех, кто сейчас защищает нашу Родину.
Наталья Алексеевна Нарочницкая, член Общественной палаты Российской Федерации, доктор исторических наук:
Наталья Алексеевна Нарочницкая
– Какое счастье оказаться среди единомышленников, среди людей, которые понимают искусство, объединены гражданским чувством преемства, когда не надо выбрасывать из нашей истории ни одной страницы, а только то и требуется, что каяться в грехах и с достоинством осознавать достижения.
Работа Елены – выдающееся событие в нашей художественной жизни. Она в ряду выдающихся скульпторов. Если говорить о женщинах-скульпторах, то ее предтечи Камилла Клодель, Вера Мухина. Но как грубое барокко XVII-XVIII века становится утонченным, так и в работах Елены появляется какое-то изящество и тем самым большая одухотворенность.
Воины, изображенные здесь, с одной стороны, реалистичны, это не какой-то искореженный символ, но с другой – они утонченные, в них так явно запечатлена душа. И эта душа всегда светла, возвышена.
Елена Безбородова у памятника павшим подо Ржевом
В центральной на выставке это потрясающей скульптуре – души павших воинов в виде белых журавлей поднимаются ввысь. Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13).
Это не простая война за освобождение русских территорий и русских людей, это всё гораздо серьезнее – это экзистенциальная битва за будущее человека и человечества, за толкование того, что должен человек иметь в качестве нравственной цели в жизни.
Европа создала великую культуру, там в герое был воплощен долг и честь. Великая Европа создана не нынешними «гражданами мира», которые интересуются больше выбором зубной пасты. У таких Родина там, где ниже налоги. Для них нет грани между грехом и добродетелью, между героическим поступком и падением в грязь, между красотой и уродством, моралью и антиморалью.
Горельеф святой Царской семье на Романовском кресте установлен в 2018 году в Ист-Каусе, Великобритания
Не тем руководствовалась христианская Европа, когда возрастала. Прав был Константин Леонтьев, который еще тогда сказал, что Европа уничтожила в себе сама все изящное, великое и святое.
Некогда мы совершили немыслимый подвиг в Европе, изгнав татаро-монголов. А потом погнав Наполеона со всей его шестисоттысячной армией, в которой было всего лишь только триста тысяч французов, а остальные – это вся Европа, которую он завоевал. После Гитлер опять обрушил на нас совокупную мощь всей Европы.
И сегодня против России ведется гибридная война, сплотившая против нас весь этот завистливый, ревнивый декадентски упаднический мир, который понимает, что наша победа – это победа других международных отношений, другой мировой системы, в которой они просто не смогут продолжать вот ту свою жизнь.
Поэтому-то они и уцепились такой мертвой хваткой за ту свою жизнь, за возможность ее продолжать. И главная задача сейчас даже не в этой физической войне. Главная схватка сейчас идет в гибридной войне – а это овладение духовной жизнью противника и его информационным полем. И для того, чтобы этому противостоять, мало критически относиться к их вбросам. Надо противостоять всему этому.
То, что мы видим в скульптурах Елены, питает нас, как мать сыра земля питает. Когда я обезумеваю от всего, что происходит, я еду на нашу дачу, в деревянный дом, и начинаю косить, и возвращаюсь оттуда исцеленная. Мы нуждаемся в этом прикосновении к ней – к земле. Мать-сыра земля она дает силы. Точно также – все эти образы воинов, молитвенников – все они защитники Отечества, одни совершают ратные подвиги, другие сподвигают их на это, вымаливают тех, кто обнажает меч.
Божия Матерь Казанская
А эта центральная скульптура с душами, взмывающими ввысь в виде журавлей, меня совершенно потрясает. Эти души бойцов уже готовы положить свою жизнь за других, зная, что душа не умирает… У такого воинства и женщины под стать.
В русских сказках такие образы русских женщин, которых нет в сказках ни одного народа мира. Я читала сказки германские, индийские, индонезийские, английские. И только у нас женщина – это богатырка-синеглазка, – спит, как речной поток шумит. Прекрасная королевна Марья Маревна, которая побеждает Ивана Царевича, все может! А он ей и говорит: «Отложи ты меч булатный в сторону да поцелуй ты меня в уста сахарные, будь ты мне женой». И становится!
И ей не надо доказывать ни себе, никому, что она грамотная какая-нибудь. Это такая пошлость, то, что мы видим на Западе. Здесь этого нет. Тут, на выставке, всё гармонично, по-Божьи. Душа, гражданское чувство, эстетическое чутье. Эстетика Елены Безбородовой очень тонкая. Тут всё – и глубина, и отвага, и молитва, и изящество.
Владимир Николаевич Крупин
Владимир Николаевич Крупин, писатель, первый лауреат Патриаршей литературной премии:
В Церкви долгое время шли споры об искусстве скульптуры, – нужна ли она нам в Православии? Для нас более традиционным является иконопись.
Но все-таки то воздействие, которое оказывает, эта заряженная энергией образа трехмерность, стягивающая время и пространство в смысловое единство, ни с чем не сравнишь.
Очень хочется, чтобы работы Елены обрели свои места в городских пространствах. Хотя многие уже и обрели – разойдясь по земному шару.
ЕСТЬ У ЭТОГО СКУЛЬПТОРА ПОТРЯСАЮЩИЙ ОБРАЗ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА. СЕГОДНЯ РЯДОМ СО МНОГИМИ ОБИТЕЛЯМИ УЖЕ УСТАНОВЛЕНЫ СКУЛЬПТУРЫ ИХ СВЯТЫХ, – И ЭТОЙ РАБОТЕ МЕСТО У СТЕН ДОНСКОГО МОНАСТЫРЯ МОСКВЫ.
Тот самый, ждущий установки у стен Донского монастыря образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея РусиСвятитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, бюст
У Елены Анатольевны невероятно духоносные получаются образы святых, старцев. Но для меня как писателя оказалась важной и ее работа – М.Ю. Лермонтов. Я его для себя заново через творчество Елены Анатольевны открыл.
С воинами у скульптуры М.Ю. Лермонтову
А.С. Пушкин, – это, конечно, наше всё. А на втором месте почитают Лермонтова. А я любил Ф.И. Тютчева. А в этой скульптуре Лермонтова такое напряжение – он точно проводник небесных смыслов, – принимает и передает нам Небесные глаголы. И я заново для себя открыл этого поэта.
Вот, что нам дают эти лишь кажущиеся статичными, а внутренне такие динамичные, в подвиге, в борьбе скульптуры-иконы. Мы вот все восхищаемся хрупкостью Елены Анатольевны, но она и сама очень сильная. Умеет совладать с металлом. Одухотворять его. И нас через созерцание этих образов.
Леонид Петрович Решетников
Леонид Петрович Решетников, генерал-лейтенант Службы внешней разведки Российской Федерации:
За восемь лет я в третий раз участвую в открытии выставки Елены Безбородовой и каждый раз восхищаюсь ее работой. Такая стройная, хрупкая, красивая женщина делает такие мощные в духовным смысле произведения, скульптуры.
Недавно была ее выставка в Вологде, которую посетили тысячи людей. Елена делает великое дело.
Все еще впереди, впереди битвы, сражения. И на фронте, и здесь нам предстоит еще много тяжелейших испытаний.
ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ ЕЛЕНА, УКРЕПЛЯЕТ НАС В ВЕРЕ, ЧТО МЫ ВСЕ ИСПЫТАНИЯ ПРОЙДЕМ, ПРОЙДЕМ С ДУХОМ, С ВЕРОЙ НАШЕЙ, С НАШИМИ ПРЕДКАМИ, НАШИМИ ГЕРОЯМИ.
Автор проводит экскурсию для курсантовВот такой у этого скульптора героический подход. В основном она делает образы мужчин. Какими мы должны быть. Ее работы о том, какими должны быть наши мужчины. К сожалению, не всегда они такие. Но сейчас важнейшее для нас время. И многие из мужчин становятся такими, какими они и изображены здесь. Самые добрые пожелания, восхищение, как всегда, и благодарность автору и ее мужу, который ей помогает, и без него, наверное, ничего бы не получилось.
Елена Владиславовна Юрина, член Фонда памяти полководцев Победы, внучка генерала-полковника Леонида Сандалова:
Елена Владиславовна Юрина
Память о наших великих предках, о солдатах Великой Отечественной и о ее полководцах, незримо с нами в этот праздник 23 февраля. И сегодня мы вспоминаем их жизни, вспоминаем их служение, вспоминаем их жертвенность, кланяемся их подвигу.
Скульптурные образы, которые мы видим здесь, изумительно каждый раз воздействуют на нас. Ты входишь в зал – и мурашки. Это передается энергия самого скульптора, которая ценой своего служения, своей жертвенности пришла к этому высокому подвигу дарить нам эти прекрасные возвышающие дух работы.
В этот день с нами в зале потомки маршалов Баграмяна, Покрышкина. И это не случайно, потому что военные люди всегда в строю. И этот строй, мы надеемся, будет продолжен теми, кто воюет сегодня. Это очень важно, и Елена делает много для того, чтобы воспитывались новые воины, настоящие воины. Сегодня это главное.