«На Вологодчине я почувствовала себя русской и православной»
17 октября 2023 г.
Выставка «Отечество» скульптора Елены Безбородовой открылась в главном здании Вологодской областной картинной галерее на улице Мира.
Елена Безбородова – известный российский скульптор многогранного дарования, заслуженный художник России, заслуженный работник культуры Московской области, член Союза художников России. Участник более 100 выставок международного, всесоюзного, всероссийского, республиканского, регионального и областного форматов в России, а также зарубежных выставочных проектов. Произведения скульптора находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом. В 2022 году за цикл работ «Пространство духовности» ей присуждена премия «Имперская культура».
Елена Безбородова является автором 40 монументальных и декоративных произведений, установленных в Москве, Санкт-Петербурге, других российских городах, а также в Великобритании. Среди них и работы, установленные в Вологде – мемориальная доска А.С. Дрыгину на здании Законодательного собрания и памятник дважды Герою Советского Союза летчику-истребителю Александру Клубову.
Название выставки – «Отечество» – отражает ее главную тему. В экспозиции представлены порядка 150 произведений – скульптуры, выполненные в бронзе, и графика. Образы и характеры выставки – «люди подвига военного» и «люди подвига духовного». Здесь собраны воины всех времен, духовные отцы, врачи, настоящие труженики, простые люди. Это содержательные образы людей, составляющих духовный и нравственный оплот России. Выставка будет работать до 3 декабря.
Накануне открытия выставки Елена Безбородова дала интервью cultinfo.ru и рассказала, почему, родившись в Москве, считает своей духовной родиной Вологодчину.
Елена Анатольевна, в представлении большинства, скульптор – это все-таки мужчина, потому что работа достаточно сложная физически. Почему вы решили стать скульптором и продолжаете им быть?
Это как предопределение свыше. У меня никого не было метаний – кем я хочу быть. Родилась я в Москве, на Арбате, в семье инженеров. В 6 лет хотела быть сказочником, а в 7 решила стать скульптором. Потому что в Москве много хороших памятников, и они всегда производили на меня большое впечатление. И я упорно шла к своей цели. Посещала кружок лепки в Доме пионеров, потом поступила в Московскую среднюю художественную школу при Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова (МГАХИ) и продолжила обучение на отделении скульптуры МГАХИ. Я была единственной девушкой среди 15 ребят. У нас была интернациональная группа: пять иностранцев – 1 грек, 2 кубинца и 2 вьетнамца, 7 человек из союзных республик и трое русских. Потому что здесь давали и сейчас дают лучшее художественное образование не только в стране, но и в мире.
Многие ваши герои напрямую связаны с Вологодчиной. Как так получилось и почему?
Проучившись четыре курса, я мучительно искала свою тему. Меня окружали люди разных народов, но я не могла понять – а кто я, что я буду делать? К тому времени побывала в Болгарии, познакомилась там с образцами современного искусства и даже попала под его влияние. Но это увлечение быстро закончилось, я не видела своего пути развития в нем.
И тут после 4 курса – свободная практика. Одноклассницы учились на отделении графики и их отправляли в Великий Устюг. Я решила поехать с ними.
Живописцы отправились в поля писать пейзажи, а я «влилась в народ». Как-то местные мальчишки попросили нарисовать их портреты, потом я стала переходить из дома в дом, рисовала мам, бабушек, дедушек – меня встречали, кормили, поили. Познакомилась с женщиной, которая пригласила нас на репетицию и концерт местного фольклорного коллектива. На том концерте меня поразило, как преобразились в русских костюмах обычные женщины рабочих профессий. Они все стали царицами, настолько красив народный костюм по цвету и по фасону.
Тогда я открыла для себя Русский Север, и этот мир поразил, покорил и меня, москвичку, напитал полностью на всю жизнь.
Первая поездка на Русский Север стала для вас очень символичной…
Физически я родилась в Москве, но Русский Север, Вологодский край считаю своей духовной родиной. Потому что, во-первых, я увидела здесь людей, которые поразили меня своей духовной чистотой. И сейчас считаю, что вологжане отличаются от жителей других регионов. Они более отзывчивые, добрые, чистые, простые, не раздражительные, не злобные, особенно в деревнях, селах. Тогда я поняла, что хочу изображать именно этих людей. Я увидела своих героев.
И второй важный момент. Тогда мы с местными художниками поехали на экскурсию в деревню Блудново, на родину Александра Яшина. И надо же так было случиться, что именно в тот момент туда приехала и вдова поэта Злата Константиновна. Я с ней познакомилась и в дальнейшем поддерживала теплые отношения. Она меня привела в храм, мимо которого я, кстати, много лет подряд каждый день ходила на учебу – храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. В общем, здесь, на Русском Севере, я почувствовала себя русской и православной.
Как вы сами характеризуете свой стиль?
Стиль может быть разным, потому что благодаря своему образованию я могу создать произведение в любом стиле – абстракционизме, импрессионизме, модерне… Свой метод я сформулировала как «символический реализм». Это стремление к образу, знаку, символу, но в понятной всем реалистической форме. Чтобы душа с душой говорила. Душа художника с душой зрителя. Это в традиции русского искусства, продолжателем которого я себя считаю. Для меня очень важно духовное содержание произведения, а не просто формальное решение.
А как Вы определяете духовное наполнение художественного произведения – то, как зритель воспринимает, или то, что вкладывает скульптор?
И то, и другое. Потому что если художник ничего не вкладывает, то и зритель ничего не воспримет. Но для того, чтобы вложить, нужно и самому много знать, накопить опыт. И вот это накопленное знание ты вкладываешь в свою вещь. И тогда они чувствуют.
Военная тематика на выставке «Отечество» представлена разноплановыми работами: здесь собраны воины всех времен: и Георгий Победоносец, и Денис Давыдов, и бойцы Великой Отечественной войны, и наши современники. Что вас к ней подтолкнуло?
Я внучка двух офицеров. Мой дед Матвей Безбородов, фамилию которого я ношу, погиб в 1943 году на Полтавщине. А второй дед – кадровый военный Петренко Иван Назарович – прошел финскую и Великую Отечественную войну, которую завершил в звании подполковника. Мой дядя Волков Борис Иванович в 14 лет сбежал из Москвы на Соловки, учился там в школе юнг, и окончив ее, еще полтора года воевал. Когда закончилась война, ему было всего 18 лет. Все мои педагоги – бывшие фронтовики. Я человек своего времени, мы читали книги, смотрели фильмы о войне. Эта тема мне очень близка. Я считаю, что именно русский народ рождает героев.
Одна из наиболее трогательных работ – это скульптурная композиция «Превратились в белых журавлей»...
Художественный образ я взяла из песни на стихи Расула Гамзатова, мне оставалось только решить его пластически. И решение пришло как озарение. В этой композиции солдаты уже оторваны от земли – они находятся в моменте перехода в духовное войско. Один, который уже погиб – превратился в белого журавля и улетает, а два еще бегут следом… Это мальчишки 1941 года – такие как подольские стрелки¸ которые все погибли, едва начав жить.
У вас есть любимые работы?
Все мои работы – как дети. И скажу без лишней скромности: у меня нет неудавшихся. Еще во время учебы наш профессор, скульптор Михаил Федорович Бабурин говорил: «Каждую работу надо делать как последнюю, и она должна быть достойна Третьяковской галереи. Нужно представлять так: сделал – и сразу в Третьяковку». Этого принципа я придерживаюсь до сих пор.
Воцерковившись, я стала понимать, насколько мы, художники, ответственны за все, что делаем. Самое главное, не дать какую-то плохую эмоцию или мысль зрителю своим произведением. Потому что искусство способно очень сильно влиять на человека.
Сейчас вы состоявшийся художник, известный человек не только в кругах людей искусства. Чего вы хотели бы еще достичь?
Чего хочу достичь? Царства Божьего. Именно этому посвящена моя жизнь, к этому я иду. Серафим Саровский заповедовал нам «Стяжите Дух Святой, и вокруг вас спасутся тысячи» – это, собственно, и есть моя цель в жизни. И она доступна любому человеку. Я спокойно отношусь к званиям, регалия, для меня это абсолютно неважно. Надо создавать произведения, которые бы отражались в душах зрителей и через века. Но насколько мне хватит таланта зависит от того, сколько отпущено мне Богом.
Мария Гуляева