Скульптор Елена Безбородова о своем творческом пути и искусстве в целом

Филипп Лебедь

29 сентября 2022

Источник: Русский Вестник

Каждый человек способен на подвиг, и сила его духа, его натура раскрываются в одной из ипостасей – трудовом, военном или духовном подвиге. Эта идея развивается в творчестве заслуженного художника России, скульптора Елены Безбородовой, в чьих работах одновременно запечатлеваются портрет, образ и жизненный путь. Свой метод она сама определяет как символический реализм, поскольку в нем стремление к символу осуществляется через доступную реалистическую форму. Ко Дню города в московском Доме Гоголя открылась выставка «Наше Отечество», посетители которой смогут увидеть образы как тружеников села, ветеранов и вдов, так и монахов и святых. Своим главным направлением Е.А. Безбородова называет духовное творчество, к которому предстояло постепенно прийти. А путь этот начинался в Московской средней художественной школе (МСХШ) при Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова (МГАХИ) и продолжился на отделении скульптуры МГАХИ, которые, по признанию скульптора, дали ей лучшее художественное образование в стране. Оставалось только определиться, по какому пути направить знания, приобретенные за 13 лет учебы. Помог Русский Север.



– После четвертого курса я приехала на практику в Великий Устюг Вологодской области, где ближе узнала живые традиции русского народа – песни, танцы, праздники. Я полюбила Север и в течение следующих нескольких лет возвращалась в Великий Устюг и его окрестности, жила в деревнях, где мне рассказывали житейские истории, а те, у кого сохранились, надевали национальные костюмы. Я погружалась в эту атмосферу, в жизнь этих замечательных людей. Все это зарисовывалось, и с этого началась моя творческая и выставочная деятельность.

– Обращаясь назад к моменту выбора специальности, хочется отметить, что женщина-скульптор не такое частое явление. Как Вы вообще пришли к этому выбору?
– Мне не требовалось выбирать – я родилась скульптором. С раннего детства я лепила из пластилина, потом, видя на улице скульптуры, я поняла, что хочу создавать подобное, и лет в семь я уже решила, что стану скульптором. С восьми лет я посещала кружок лепки в Доме пионеров, потом была художественная школа, после 4-го класса – МСХШ, а в 1980 году поступила в Суриковский институт.
После 4-го курса уже был выбор пути. К тому времени побывала в Болгарии и познакомилась там с образцами искусства, можно сказать, левой направленности. Попробовав себя и в этом направлении, поняла, что мне там скучно, что мне ближе искусство, наполненное жизнью, в котором «душа с душою говорит». Изобразительный образ должен быть пищей для сердца, а не для ума. Если искусство не отвечает задаче развития бессмертной души – это не искусство.

– В Доме Гоголя представлены и работы начального этапа?
– Вы можете увидеть такие ранние работы, как «Масленица», «Песни Русского Севера», «Тракторист», «Сплавщики» и другие. В них полное погружение в человека. Меня в то время интересовал простой русский человек – человек труда и земли, в облике которого отразилась вся суть жизни. Хоть создавались они по отдельности, в экспозиции некоторые тематически сгруппированы, как, например, «Косарь» и «Материнство», потому что вместе из них формируется семья.

– Военная тематика представлена разноплановыми работами – от ранних фигур ополченцев Великой Отечественной войны и вдов до поэтов – кадровых офицеров Д.В. Давыдова и М.Ю. Лермонтова. Что Вас к ней подтолкнуло?
– Переход к ней был органичным: я внучка двух офицеров, прошедших Великую Отечественную войну. Матвей Безбородов, чью фамилию я ношу, погиб в 1943 году на Полтавщине. Другой дед – Иван Петренко, артиллерист, закончил войну подполковником. Мой дядя – Борис Волков – прошел школу юнг на Соловецких островах, 1,5  года воевал на Северном флоте, причем только в конце войны ему исполнилось 18 лет. А его брат, совсем мальчишка, служив в разведке и погиб под Москвой. Все эти рассказы, пусть и скупые, на меня тоже повлияли.
К этой теме относятся работы «Спецназ России», для которой мне позировали настоящие офицеры СОБРа, и «Защитник», для которой позировал Герой России полковник «Альфы» Андрей Кумов. Скульптура «Превратились в белых журавлей», посвященная павшим защитникам Родины, была создана в 2005 году по инициативе архитектора Александра Шипкова. В ней запечатлен момент перехода земного воинства в Воинство Небесное: три солдата, один из которых уже превратился в журавля, двое других еще бегут, но уже оторвались от земли. Это мгновение их перехода в вечность. Развевающиеся плащ-палатки можно воспринимать ассоциативно и как крылья, и как взрывы. Возле скульптуры Архистратига Михаила – предводителя Небесного воинства – мы видим фигуру Жени Родионова, который проявил такую силу духа, что перешел в это воинство. «Огнеборец» – пожарный, но он изображен, как Добрыня Никитич, попирающий огнедышащего змея, крылья которого похожи на языки пламени. Я показываю нашего современника, ассоциируя его с былинным героем. Это – символический реализм, как и аллюзия на нос корабля, рассекающего волны, на пьедестале статуи святого апостола Андрея Первозванного – покровителя нашего флота, которая установлена возле собора в Атяшеве (Мордовия).
Евгений Родионов уже переносит нас от воинского подвига к духовному, а олицетворяет этот переход фигура архимандрита Кирилла Павлова – героя Сталинградской битвы и светоносного старца, духовника трех патриархов. Возле него – непрестанно молившийся за Россию отец Николай Гурьянов. Напротив – архиепископ Лука Крымский, лечивший раненых во время войны: он держит руки в характерной для врача перед операцией позе. Наконец, император Николай II – страстотерпец, пошедший на свою Царскую Голгофу. За своим государем последовал и принял мученическую смерть лейб-медик Евгений Боткин. Посвященная ему мемориальная доска установлена на корпусе Военно-медицинской академии – напротив памятника его отцу С.П. Боткину.

– Привлекает внимание скульптура архимандрита Симфориана – последнего монаха Старого Валаама…
– Это довольно старая работа – 1990 года. Надо отметить, в 1989 году я побывала на Валааме и увидела монастырь еще до реставрации, но это сочетание воды и камня, эти древние стены и кладбища произвели на меня сильное впечатление. Потом я вернулась и увидела в журнале Московской патриархии портрет и сообщение: «Умер последний монах Старого Валаама…» Мне захотелось сделать портрет этого человека с такой судьбой: он шел по льду в Финляндию, где был основан Новый Валаам, настоятелем которого стал, и оттуда все равно молился о Русской Победе. Работая над его образом, я, конечно, вкладывала и свои эмоции от посещения Валаама. Напомню, что скульптор занимается только человеком, поэтому все свои впечатления от пейзажа, от природы он может выразить только через образ человека, то есть он должен сказать многое в малой форме.

– Священнослужители и святые занимают особое место в Вашем творчестве. Переход к этой теме происходил уже после военного подвига или все происходило параллельно?
– Образ архимандрита Симфориана как раз и открывает духовную тему, но она чередовалась с военной, а началось все с простого человека. Далее от земного мы переходим к духовному, но надо помнить, что и представители духовенства, и совершившие духовный подвиг тоже люди, просто способные на самоотвержение. Человек не столько жив материальным, сколько высотой своего духа.

– Как искусство должно реагировать на современные вызовы и взаимодействовать с текущей ситуацией?
– Думаю, что тот, кто попал в гущу событий и может передать зрителю увиденное и прочувствованное самим художником, должен реагировать. Я знаю достаточно ветеранов-художников, которые, пройдя Великую Отечественную войну, всю жизнь посвятили этой теме. Только важно, чтобы конечный результат был искренним и жизнеутверждающим, чтобы искусство помогало человеку жить, развивало его душу и приближало к Образу Божию.

Среди представленных на выставке работ еще немало знаковых образов, портретов эпохи – от простых переславских мальчишек 80-х годов до Сергея Рахманинова и протоиерея Василия Ермакова. Выставка «Наше Отечество» проходит до 9 октября в Доме Гоголя по адресу: Никитский бульвар, д. 7 (с 12 до 20 часов, понедельник, вторник – выходной).

Нет комментариев. Ваш будет первым!