Елена Безбородова: «Меня всегда интересовали люди подвига»

Виктор Алексеев

14.09.2022

Елена Безбородова: «Меня всегда интересовали люди подвига»

Не так часто люди искусства оценивают своих коллег в высшей степени, обычно они избегают пафоса. Но на выставке скульптора, заслуженного художника России Елены Безбородовой выдающийся график с мировым именем, народный художник России, лауреат президентской премии Борис Аркадьевич Диодоров сказал: «Для меня это неожиданное потрясение! Других слов не нахожу. Я встречаюсь с гениальным человеком. Помню свое впечатление детства, когда увидел близко великое произведение – офорт «Меланхолия» Дюрера. Я понял, что так человек сделать не может. Сейчас я так не думаю, но это было знамение… Мне искусство Елены Безбородовой как раз и напомнило то время. Я не знаю, как это сделано. По-моему, это делал не человек, а гений».

Символом выставки, ее центром стала скульптура «Превратились в белых журавлей». У этого произведения нет аналогов, оно совершенно необычно по замыслу и пластическому решению. Это, видимо, вершина того метода, который выработал автор и назвал символическим реализмом. Да, все предельно реалистично – перед нами юные красноармейцы 1941 года в пилотках и плащпалатках, поднявшиеся в свою последнюю атаку с винтовками наперевес, среди накрывающих их огромных разрывов… Пронизывает до слез жертвенность их прекрасных лиц, их стремительного бега навстречу смерти во имя Родины. И вдруг – нечто совершенно новое, доступное только духовному озарению, которое дается Верой. Нет, солдаты, души их, живы!

В невероятной динамике скульптор показывает нам превращение юношей в белых журавлей. Один уже развернул свои крылья, двое других, еще в земном обличье, уже отрываются от Земли… Создан могучий символ, где слились воедино великие стихи Расула Гамзатова и догматы христианской веры.

Превратились в белых журавлейМожно с разных ракурсов смотреть и смотреть на этот скульптурный шедевр. Кажется, можно услышать грохот канонады и голос священных птиц…

На встрече со зрителями Елена Безбородова рассказала о своей новой экспозиции: «Первая в этом году выставка прошла весной, она называлась «Чем люди живы», это главная тема моего творчества, духовная – от Благовещения и земной жизни Спасителя до русских святых последних времен. Но к духовной теме я подошла не сразу, сейчас я показываю свой творческий путь. Ведь получив лучшее образование в стране – от Московской средней художественной школы до Суриковского института, могла работать в любых направлениях и стилях. Но художник должен обязательно понять – кто он, что он будет говорить своими произведениями. Я мучительно искала свою тему, свой путь и нашла их еще в студенческие годы на Русском Севере, в Вологодской области, в Великом Устюге. Там я увидела чистоту и красоту русского народа, хотя и родилась в центре Москвы, почувствовала себя, как в родном доме. Ездила туда в течение нескольких лет, рисовала и лепила с натуры. Меня принимали как свою, радостно позировали и угощали, рассказывали о своей жизни и пели песни. Женщины доставали из сундуков национальные костюмы своих мам и бабушек и преображались в них, становились царицами! Так я открыла для себя Русский мир, так началась моя творческая деятельность. Многие из тех рисунков и скульптур представлены на этой выставке, они стали, можно сказать, документами времени, здесь с натуры запечатлен русский человек 1980-х…

В 1988-м я перешла и к еще одной из важнейших своих тем – военной. Ведь не могла пройти мимо этой темы я, внучка двух боевых офицеров Великой Отечественной войны!

Вот скульптура «Ветеранка». Эту бабушку я встретила на фольклорном празднике в Великом Устюге. Она прошла всю войну в действующей армии, дошла до Берлина, вернулась домой и больше никуда не выезжала. Жила в деревне, работала, играла на гармошке, Такой я ее и запечатлела – в пиджаке с медалями, сапогах и национальном головном уборе. Беззаветная святая труженица…

ВетеранкаВ начале 2000-х я вновь обратилась к военной теме. Вот работа «Спецназ России» – трое занявших круговую оборону бойцов-офицеров СОБРа, автоматчик, пулеметчик и снайпер. Отличившиеся воины, они позировали мне в боевом снаряжении, с оружием. А в создании скульптуры «Защитник» мне помогал офицер «Альфы» Герой России Андрей Кумов. Кстати говоря, как я узнала позднее, некоторые спецназовцы в последующие годы закончили духовные учебные заведения, а кто-то даже ушел в монахи, посвятив себя духовному служению. Так же, как и герой Сталинграда архимандрит Кирилл (Павлов) – духоносный старец, духовник трех наших Патриархов. В этой своей скульптуре я хотела передать связь подвига воинского и подвига духовного.

Служению России была посвящена жизнь поэтов-спецназовцев: Дениса Давыдова, командовавшего отрядом в тылу врага в годы Отечественной войны 1812 года, и Михаила Лермонтова, храбрейшего из храбрых в войне на Кавказе. Мой любимый композитор Сергей Рахманинов, над образом которого я работала со студенческих лет, уже в эмиграции жертвовал большие суммы денег в фонд Красной армии, сражавшейся с нацизмом.

Выставленные в Музее Гоголя 50 работ сгруппированы согласно общему замыслу. Вот основа основ – «Косарь» и «Материнство», вот как бы единая семья – «Тракторист Иван Васильевич», «Вологжанка» и «Ветеранка».

Преподобный Сергий Радонежский, благословивший на Куликовскую битву Пересвета и Ослябю, благословляет современных спецназовцев. Архангел Михаил – предводитель сил Небесных стоит вместе с солдатом Евгением Родионовым, не снявший крест ценою своей жизни, и с «Огнеборцем», растоптавшим языки пламени – трехголового змея…».

Добавим к этому рассказу Елены Безбородовой, что ее образы близки очень многим, они волнуют и будоражат, на открытии зал был просто наэлектризован.

Открывая выставку, директор «Дома Гоголя» В.П. Викулова сказала: «Учреждение культуры в это непростое социально-политическое время должно быть с людьми. Они должны понимать, что мы не молчим. Мы с теми, кто находится в зоне боевых действий. Мы с людьми, которые живут и в Москве, и с гостями, и здесь, на территории Арбата и близлежащих районов, – мы их ждем, мы готовы им подарить радость. И, конечно, эта замечательная выставка талантливого скульптора только дополняет эту работу. Я думаю, что мы все сегодня с вами получим огромное удовольствие, любуясь этими скульптурами, и общаясь друг с другом».

Российский общественный деятель, генерал-лейтенант Службы внешней разведки РФ в отставке Леонид Петрович Решетников рассказал, что давно следит за творчеством скульптора:

«Первая выставка Елены, которую я видел, прошла в Российском институте стратегических исследований в 2016 году, она была очень полная, большая. И производила сильное впечатление. В наш институт тогда приезжали иностранцы, серьезные люди, на них эта выставка тоже воздействовала. Они приезжали на переговоры, иногда переговоры сложные, доходило до споров, криков. Но вот проходили иностранцы через этот ряд великолепных скульптур Елены… И всегда останавливались! Я думаю, если бы они их не видели, может быть, все закончилось бы даже раздорами...

Уверен, что наше время придет. Наше время – это время этого духа, который в скульптурах Елены».

Елена Юрина, внучка генерал-полковника Л.М. Сандалова, сказала от имени членов Фонда памяти полководцев Победы:

«То, что, я думаю, со мной разделяют потомки полководцев, потомки всех, кто воевал, все, кто собрался в этом зале.

С нами сегодня среди многих творений Елены много образов тех, кто отдал свою жизнь служению, вплоть до самопожертвования. Это и служение духовное, и служение воинское. И это служение всегда было удивительной и отличительной чертой лучших сынов нашего народа.

Недаром во многих биографиях оно часто сливалось в одно. Вспомним тех, кто пришел в Псково-Печерский монастырь после войны в монахи… Среди них было немало фронтовиков.

И сегодня на передовой оказывается культура. Потому что через нее людей можно возвысить до истины, а можно их утянуть на дно. И поэтому, я думаю, со мной согласятся потомки военных, в том, что через мастеров культуры идет очень важное направление, они не просто воины на этом поле брани, но от них ждут верных ориентиров, всего, что поможет в этом сражении. И благодаря им можно сделать очень многое. Елена – один из тех людей, которым Господь дал такой талант, что в этой битве ее творения могут двигать полками. Встреча с талантом мастера глубоко русского, сохраняющего духовные традиции – это праздник для зрителя».

На встрече присутствовали представители семей Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна, Главного маршала авиации А.Е. Голованова, маршалов авиации В.А. Судца и А.И. Покрышкина.

С точки зрения профессионала высказался о творчестве Елены Безбородовой народный художник России, академик Российской академии художеств Валерий Александрович Малолетков:

«Я стою рядом с замечательной работой «Превратились в белых журавлей», это проектная модель памятника, которая участвовала в проекте мемориала погибшим подо Ржевом. С профессиональной точки зрения эта модель гораздо интереснее, чем то, что установлено там. Интереснее, монументальнее, выразительнее. Это не малая форма, это модель гигантской монументальной вещи. Причем это вариант еще 2005 года! Пространственные ходы скульптуры – это потрясающе!

Мы недавно знакомы, но творчество Елены я знаю хорошо. Я рад, что она училась у выдающегося мастера Михаила Федоровича Бабурина, прекрасного скульптора, который недооценен до сих пор.

«Такого уровня скульптуры, поверьте мне, я объездил весь мир, в современной Европе нет. Думаю, что давно пора бы Елене быть в Академии художеств», – особо подчеркнул академик.

Посетителей выставки заставили задуматься в тот день размышления директора фонда ГРАНИ, соредактора журнала «Третьяковская галерея», почетного члена Российской академии художеств Натэллы Ильиничны Войскунской:

«С большим удовольствием и волнением сегодня присутствую на открытии новой экспозиции в этом гостеприимном зале. Нам предоставлена возможность встретиться с тем, что переживет всех нас. Все, что вы видите, переживет всех нас. Потому что это скульптура. Современник Микеланджело Буонарроти говорит: писателю – слово, скульптору – деяния. Мне бы хотелось пожелать, чтобы со скульптурами Елены Безбородовой случился тот же феномен, который называется феноменом Микеланджело. Он создал скульптуру, которой поклоняется уже пятьсот лет весь мир, – «Моисей». Не думайте, что сразу, когда он сделал эту скульптуру, выяснилось, почему одна из мышц напряжена в его левой руке, которой он опирается на скрижали. Что это за мышца? Эта мышца напрягается только тогда, когда отстранен мизинец. И мне хочется, чтобы и через сто лет рядом со скульптурами Елены Безбородовой стояли люди, которые говорили бы: боже мой, как же здесь человек уловил жест, как уловил форму, как она верно передает что-то нам, какое-то послание через века! Ибо это была задача Микеланджело – не создать скульптуру, а сделать послание через века, духовное послание. Я от души хочу пожелать Елене, чтобы с ней и с ее творчеством случился такой феномен».

Директор Дома Нащокина, художник, живописец Василий Вдовин также сравнил свое впечатление от произведений Елены Безбородовой с самыми сильными в жизни:

«Рад, что познакомился сегодня более близко с ее потрясающими произведениями. Более 35 лет назад меня познакомили с выдающимся скульптором Вячеславом Клыковым. С тех пор я не испытывал такого потрясения от особой пластики, особой достоверности, особого отбора, особого пластического видения скульптора. Поздравляю Елену с такими работами! Передо мной небольшие по размеру вещи, и в каждой из них я вижу монумент.

Я хочу пожелать нашему обществу, нашей державе, чтобы работы Елены приобрели звучание на площадях, в пространствах, чтобы эти работы олицетворяли дух нашего времени. А дух нашего времени – это возрождение славы русского воинства.

И Елена – женщина удивительная, она точно уловила эту пластику, патетику, в то же время простоту, душевность русского солдата».

Выдающийся писатель, лауреат Патриаршей литературной премии Владимир Николаевич Крупин:

«Сейчас много разговоров о том, сколько в мире зла… Давно сказано, что зло будет поражено во всем объеме. Но для этого оно должно вначале раскрыться во всем объеме. Сейчас происходит обнажение зла. И в этой борьбе за человечество, за Россию скульптура выходит на нужнейшее место. Скульптура организует вокруг себя пространство, подчиняет общей мысли.

Елена Анатольевна – удивительный скульптор! Ее скульптуры – летящие, духоносные. Тяжелый металл – бронза летит, воспаряет.

Пока скульптор ищет себя, находит жанр, уже время-то проходит. А Елена с самого начала встала на службу России. Ее ранние работы, ранние поездки северные, вологодские, они все уже говорили о том, кого она любит. Она любит человека труда, простых людей, женщин с деточками, мужчин – воинов, пахарей. Она отдала свое сердце тем, кто тащит на себе главную тяжесть истории».

Куратор выставки, искусствовед, член ТСХ Лариса Мещерякова:

«Когда мы называли выставку, у нас не было других вариантов. Только «Наше Отечество!» Это именно то, что создает, воспевает Елена с юных лет.

Когда-то корреспондент у нее спросил: что главное в художнике? И она ни на минуту не замешкалась, сказала, что главное – быть честным. И все! Предельная искренность.

Я бы добавила – вкупе с талантом, с мощным дарованием. Предельно честными работами виртуозного исполнения она буквально пленяет сердца. Сердце ее работы видит сразу.

Борис Аркадьевич Диодоров говорит: что такое настоящее искусство, какое определение? Это когда душа с душою говорит. Каждая ее работа одухотворена. Мы вступаем с ними в диалог.

Именно эти работы должны стоять на улицах, площадях нашей столицы и не только. Давайте продвигать хорошее! Москвичи и гости столицы совершенно не заслужили «Глину № 4». Мы не заслужили другие работы, которые, пусть не столь откровенные по форме, но по существенному содержанию приближаются к ней. Давайте оказывать этому сопротивление.

В этом зале прекрасные работы, целостные, емкие, метафорические, символически значительные. Какая мощь, красота и гордость была бы, если бы они стояли в нашем городе. Он бы стал чище, возвышеннее. Давайте ратовать за хорошее. Надо помогать таланту. Елена, ты для нас – камертон!».

Виктор Михайлович Сошин, председатель комитета по культуре Совета депутатов города Мытищи, обратился к зрителям особенно мощно и темпераментно:

«Поздравляю Елену Анатольевну с очередной прекрасной выставкой! О ее таланте и мастерстве здесь говорили люди высокого ранга в этой области. Возьмите предыдущую выставку по православию, сегодняшнюю выставку, посмотрите, как может человек отразить трагизм России в эпохальном развитии. Начиная от зарождения, от снятия с креста, и до сегодняшнего распятия Родионова Жени… Надо иметь глубочайшее чувство патриотизма, любви к Родине. Без этого, что без мастерства, что с мастерством, такого не сделаешь, не получится. У нее произведения живые. Когда я подхожу к ее работам, у меня сжимает все внутри. Как же она сумела так?!

«Сплавщики» – такое впечатление, что хочется самому сесть среди них и сидеть, плыть. А «Спецназ» – это же сегодняшний день! Люди защищают нашу Родину на Донбассе, погибают. Вот они стоят живые!

Покажите всем русским людям в России это творчество! Мы всколыхнем сознание у многих.

В завершение – поэтическое слово моего брата Вячеслава Богданова, оно, считаю, созвучно этой экспозиции:

Здесь Русь моя на все четыре стороны
В зелёной вьюге
Вешнего огня.
Зубчатыми лобастыми соборами
Устало смотрит древность на меня.
Пусть опустели башни колокольные,
И ржавь легла от вековых ветров.
Но слышу я – идут на битву воины
Под перезвон седых колоколов...»

А известный кинорежиссер-документалист Татьяна Михайловна Карпова прислала свое мнение о выставке уже после открытия: «Грош цена тем произведениям, которые понятны только специалистам, тогда усилия автора тщетны. Художник начинает каждую работу по велению сердца, исходя из внутренней потребности сделать именно это. Не заглядывая в будущее и не планируя непременного успеха. Он испытывает потребность это сделать!
Как писал выдающийся поэт Николай Тряпкин, «Нет, я не вышел из народа,… Из твоего крутого рода я никуда не выходил». Елена Безбородова – народный художник по характеру своего дара, а не по званию. Большое сердце, полное любви и боли, неколебимое мировоззрение и благословенный Дар Божий – это Елена Безбородова. И ещё.

Очень важна узнаваемость. Мы видим много памятников, на которых лицо не определишь. Я узнала Женю Родионова, не взглянув на подпись. Простой русский мальчик, но уже освобождённый от страданий, иконописный. Отец Николай Гурьянов с тоже узнаваемым движением благословляющей руки, Василий Белов, Государь Император, Рахманинов и неизвестные, но сердцем узнаваемые лица – все родные, все близкие, все наши.

Творчество Елены строго и целомудренно, как и подобает русскому искусству.

Как написал тот же поэт, «О Русь моя! Нетленное соцветие! Свеча любви»!».

В заключительном слове на открытии выставки Елена Безбородова сказала: «Сердечно благодарю руководство и сотрудников Музея Гоголя, директора Веру Павловну Викулову, куратора выставки Ларису Александровну Мещерякову за организацию и проведение уже второй в этом году, юбилейном для меня, выставки.

Меня всегда интересовал человек в своих самых высоких созидательных проявлениях, человек подвига – трудового, воинского и духовного. Это мой мир, моя жизнь, мое и наше с вами Отечество, земное и духовное».

Фото:
Нет комментариев. Ваш будет первым!