А мир по-прежнему спасает красота
Красота спасёт мир! Пророчеству Достоевского свято следует скульптор Елена Безбородова и творит красоту. Она вступила на самостоятельный творческий путь в 1986 году, когда началась новая историческая смута, не пощадившая ни одной души. Безбородова прошла достойно эти четверть века. В пору злостного распятия идеалов и засилья в искусстве разврата и наживы Елена осталась верной высоким идеалам и великим достижениям реа- листического искусства, гуманистического, нравствен- ного, жизнеутверждающего.
Детские мечты о прекрасном с годами утвердились в творческих принципах, и теперь, в начале нового века, превратились в высокодуховное, высоконравственное мировоззрение. По определению самой Безбородовой, это мировоззрение символического реализма с его обострённым чувством совершенства и красоты жизни во всех её проявлени- ях. Чудотворный сплав реалистичности содержания и символичности формы с глубоким знанием анато- мии и психологии живой натуры – вот ключ к постижению чарующей прелести её скульптур.
Художественные интересы Безбородовой многооб- разны. Они простираются от изящных миниатюр и скуль- птурных аллегорий до символических монументов гра- достроительного масштаба. Её мастерство много- гранно, почерк узнаваем, а творчество плодотворно. Состоялось более 70 выставок произведений масте- ра, от персональных до международных. Её скульптуры находятся во многих музеях и частных коллекциях России, Европы, Америки и Африки. Каталог художественных произведений Безбородовой представлен в этой книге. Его следует внимательно прочитать, чтобы понять и оценить масштаб вдохновенного труда и пройденно- го творческого пути.
Перелистывая страницы книги, вглядитесь в изображения животных. Их природное совершенство воплощено в пластике с любозна- тельностью и трогательным вниманием.
Женские образы целомудренны, они восхищают своей грацией, а мужские – благородством, силой и отвагой. Равно прекрасны «Анна Павлова» и «Спецназ России» – великолепные символы женствен- ности и мужества. Лица скульптур и портреты живые, они думают, чувствуют и внимательно смотрят на нас, вдаль или внутрь себя, как, например, Рахманинов.
Особая тема – православная скульптура. Это за- рождающееся направление в православном искусстве и иконографии. И здесь символический реализм Безбо- родовой предстаёт как наиболее точное, обобщённое и ёмкое выражение образов Спасителя и служителей веры.
Вершиной творчества Безбородовой на сегодняшний день является проект памятника героям Московской битвы 1941 года «Превратились в белых журавлей». В пластике взлёта запечатлёна святость воинского подвига во имя Родины. Гамзатовская тема бессмертия солдатских душ нашла в этом монументе зримое воплощение в ярчайшей форме. Полагаю, что в исторической галерее славных памятников битвам и подвигам Великой Отечественной войны 1941–1945 годов такого духоподъёмного символа ещё не было.
Безбородова – член Союза художников России и Заслуженный художник России. Вклад её в развитие изобразительного искусства по достоинству оценён современниками. Вместе с тем значение её творчества шире пределов жизни одного поколения. Хрупкая и обаятельная женщина с твёрдым характером и пристальным взором, с добрым сердцем и чистой совестью счастливо воплотилась в своих произведениях, излучающих свет добра, любви и красоты. Её имя не затеряется в истории русского искусства.
Творчество Елены Анатольевны Безбородовой словно чистый родник пробивается сквозь обломки недавнего прошлого, будто живой водой окропляет истерзанное настоящее и с надеждой на лучшее устремляется в будущее нашей Родины.
Александр Иванович Шипков
член Союза архитекторов
СССР и России с 1962 г.,
кандидат архитектуры,
академик международной
академии Северного
Форума, председатель
правления православного
союза строителей «Собор»