Красоте и миру преклоняясь
Красоте и миру преклоняясь, создаёт свои работы заслуженный художник РФ скульптор Елена Безбородова.
Она с семи лет знала, кем хочет быть. И ни разу не сомневалась в правильности выбранного жизненного пути. Ни когда оказалась единственной девушкой на первом курсе факультета скульптуры в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, ни когда не было заказов в самые сложные периоды жизни, ни когда откладывалась установка уже практически готовых памятников.
– Я, наверное, родилась скульптором, – говорит Елена Безбородова. – Никогда ничего другого не хотела. Скульптура была моей единственной страстью, ею она и остаётся. Ни о каком признании никогда не думала. Мне просто хотелось заниматься любимым делом каждый день.
Елена Безбородова в эти дни отмечает сразу две значимые даты: личный и творческий юбилеи. Полвека назад родилась эта талантливая женщина, и ровно 25 лет, как она привносит в нашу жизнь красоту и гармонию. Пройден определённый рубеж, есть возможность оглянуться назад и попытаться осмыслить своё творческое наследие и познакомить с ним широкую публику. Что Елена Безбородова и сделала, подготовив персональную выставку «Моление о красоте и мире» в Государственном музее – гуманитарном центре «Преодоление» им. Н.А. Островского.
Среди её родственников не было людей творческих профессий. Начальное художественное образование Елена получила в родных Химках в кружке в Доме пионеров, а затем в школе искусств, где отучилась год, и с этой подготовкой поступила в Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И. Сурикова. Окончила её с отличием. И сразу поступила в Суриковский институт. На курсе она была одна среди 15 ребят. Заведующий кафедрой скульптуры народный художник СССР Михаил Бабурин, у которого она училась, считал, что женщине не место в скульптуре. И в целом был прав. Это тяжёлый физический труд, и как следствие непростая жизнь истинного творца.
Но Елена Безбородова так не считает. Ведь главное – призвание, от скульптора требуется создать образ и только затем воплотить его в материале. Сама она предпочитает работать в бронзе. Именно бронза позволяет ей воплощать все самые невероятные замыслы. Хотя она пробовала себя в разных материалах: граните, мраморе, камне, дереве… Свои работы Елена старается сделать пластическими средствами более лёгкими. И у неё это получается, некоторые композиции кажутся такими пластичными и воздушными, как будто вообще не имеют веса.
Она получила самое лучшее образование и своим учителям Михаилу Бабурину и профессору, народному художнику СССР Льву Кербелю очень благодарна.
Елена Безбородова никогда не ставила себе цели кого-то превзойти. А шла своим путём в искусстве. В своём творчестве не ориентировалась на современников, её интересовали великие художники с мировым именем, создавшие подлинные шедевры. Например, французский скульптор Эмиль Антуан Бурдель, книгу-альбом которого она до дыр засмотрела, изучая его творчество. Романтик Аристид Майоль поразил её своей цельностью. В некоторых её работах можно найти отголоски творчества этих мастеров. В подлинниках произведения этих выдающихся скульпторов она увидела много позже. Если внимательно вглядываться, можно увидеть в работах Елены и влияние итальянского художника Джакомо Манцу. А вот Генри Мура она оценила, только увидев вживую его удивительные монументальные композиции, когда побывала в Англии. Из русских скульпторов её привлекает Иван Мартос своей классичностью и гражданским пафосом. Восхищение вызывают, конечно, и её выдающиеся предшественницы – Вера Мухина и Анна Голубкина.
Елена полна творческих замыслов, но прежде ей хотелось бы воплотить в памятниках уже готовые свои идеи. Ей больше нравится создавать монументальные работы. Но на выставке в небольшом зале их не покажешь. Елена даже обижается, когда хвалят её миниатюры и называют мастером мелкой пластики. Ведь ею создано 30 монументальных и декоративных памятников, украшающих российские города. В том числе памятник Герою Советского Союза Олегу Бабаку в посёлке Ашукино Пушкинского района, барельефные портреты членов экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова для монумента на аэродроме «Чкаловский», скульптура «Лучница» в Улан-Удэ, барельеф «Мудрость, зрелость, наука» в Ульяновском политехническом институте…
Эти и многие другие монументальные работы Елены представлены в экспозиции выставки на фотографиях. Так же, как и памятные доски кинорежиссёру Ларисе Шепитько в Москве и заслуженному художнику РФ графику Борису Французову во Владимире, на доме, где была его мастерская.
Самая маленькая скульптурка, выполненная Еленой Безбородовой, отлита из серебра и размером всего три сантиметра, а самая большая – высотой в семь метров – «Птица Сирин» установлена в Луховицком районе.
В разные периоды жизни она ваяла различные вещи. В её творчестве нашли отражение и военная тематика, и тема красоты, музыки, силы, молодости. И все эти направления представлены на выставке. Здесь же её оригинальная графика, наброски и рисунки.
В последние годы Елена Безбородова много времени посвящает православию и духовной жизни человека, но к этой теме она шла постепенно. Первой работой стал образ последнего монаха старого Валаама архимандрита Симфориана.
– Меня привлекло его лицо на фотографии, – рассказывает Елена. – Как раз в тот год была на Валааме, и меня это задело. Сама я воцерковилась в 1988 году. Будущие образы созревали не сразу: крещение, возвращение блудного сына, три варианта снятия с креста, распятие…
Среди этих произведений особое место занимает распятие с предстоящими, которое Елена Безбородова выполнила для Крестовоздвиженского храма в Москве. После установления распятия в храме произошло настоящее чудо, оно мироточило, и тысячи людей приходили поклониться этому чуду.
Был в жизни Елены такой период, когда она могла воплотить все свои замыслы. Выиграв конкурс по оформлению центрального офиса банка «Возрождение», она создала несколько великолепных композиций – фонтаны «Георгий Победоносец», «Феникс», «Вакх», «Адонис», барельефы «Весна» и «Деметра».
В центре экспозиции выставки – эскиз памятника воинам-химчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны «Превратились в белых журавлей». На его создание Елену вдохновила знаменитая песня, хотя журавли как символ верности и чистой любви в её творчестве присутствуют давно. Так она ранее создала фонтан «Журавли» в усадьбе Покровское-Глебово. Елена много работала и в жанре анималистики. У неё создана целая серия образов животных и насекомых.
Каждый из нас должен жить по призванию, по велению сердца, потому что именно в таком образе жизни – во внутреннем согласии с собой – заключается величайший смысл. Его дано было познать Елене Безбородовой за 25 лет творческой напряжённой жизни. За это время она сумела создать ряд подлинных произведений искусства, которые по праву внесены в фонд нашей русской национальной культуры и оценены по достоинству.
В каждом её произведении высокопрофессиональные знания, напряжение силы воли, высокая требовательность к себе, возвышенная идея, целый мир, в котором живёт художник.
Народный художник РФ,
действительный член Российской академии художеств Валерий Евдокимов назвал персональную выставку Елены Безбородовой «Моление о красоте и мире» выставкой высокого профессионального искусства и подчеркнул, что у Елены есть несколько работ, которые достигают вершины своего жанра.
Фото автора
Марина АЛЕКСАНДРИНА