"Золотой Фредди" против Елены Безбородовой
На каких ценностях воспитываются подрастающие поколения России?
«Золотой Фредди» заполонил ныне все интернет — магазины, торгующие игрушками. Но если у вас нет детей подросткового возраста, своих или знакомых, то вы вряд ли в курсе того, что это за штука, ставшая предметом вожделения миллионов мальчишек и девчонок. Потому и цена такая, что по карману далеко не каждому: спрос рождает предложение, особенно – когда подогревается искусственно.
Это — монстр, пришедший в реальную жизнь с такими же, как он, «монстриками» из мульфильма. Уродец, похожий на человечка, с гипертрофированными руками, ногами и запасной (!) рукой в комплекте, вроде как отрезанной, с темными квадратами вместо глаз, весь в черных пятнах. Такое вот «произведение» западного киноискусства, шагнувшее в российские школы, впрочем, далеко не первое и, думаю, не последнее.
…Артуру тоже остро понадобился «Золотой Фредди». «Ну, зачем тебе эта гадость?», — в очередной раз недоумевал и сердился я. Ответ, впрочем, можно было предугадать: у всех есть, у меня нет, я изгой! Скрепя сердце, пришлось купить, каюсь…
Артур называет меня самым верным своим другом, я называю его «мальчиш». Мы с его родителями дружим, но мне он порой доверяет такие вещи, о которых никому другому не расскажет. Я храню его тайны.
Он перешел в шестой класс. В отличие от многих своих сверстников знает, кто такой Мальчиш-Кибальчиш, и готов выступить на его стороне.
Артур — мальчиш умный, развитый, сообразительный, прекрасно справляется со всевозможными гаджетами. Владеет немецким и постоянно совершенствуется в нем. Без лишних напоминаний, но любит читать только то, что ему нужно. Школу рассматривает исключительно как место, где можно «потусоваться». В общем — типичное дитя своего времени. И ему «срочно» нужен то костюм одного из главных героев «Звездных войн» (уродливого как сама война), то – наряд со страшной маской героя из «Властелина колец», а недавно потребовался стреляющий «бластер» из какого-то фантастического боевика для «классных игр» (в составе класса)… До того были пауки, змеи… Тоже с телеэкрана и компьютерных игр. Притом что мама держит над ним суровый контроль. И когда я спрашиваю Артура, где он такой мерзости набрался, отвечает: в классе, разговоры об этом идут постоянно, — прекрасно понимая, что речь действительно идет о гадостях.
Он с мамой и папой ходит иногда в церковь. Носит крестик. Но храм от их загородного дома далеко. До Москвы пару десятков километров, и туда в музеи ездят всем классом. А все дома этого престижного поселка отгорожены друг от друга высокими заборами, и если не главным, то одним из основных источников информации, обучения и воспитания являются телевизор и интернет.
К счастью, в моем детстве таких «воспитателей» не было. Недавно узнал, что даже создатели интернета, руководители некоторых крупных зарубежных интернет — компаний строго ограничивают своим детям и внукам доступ к «всемирной паутине» (именно – паутине!). Сами там тоже бывают крайне редко и смартфонами не пользуются. Вроде как поставщики наркотиков, которые «дурман-зелье» не употребляют, но другим готовы давать его сколько угодно.
Зато в моем детстве было много книг. И одна из них – каталог картин Дрезденской галереи. Мы с пацанами подолгу рассматривали картинки из чужой далекой жизни. Помню, смеялись над кружевными жабо вельмож, их панталонами и париками (как женщины!). Шумно обсуждали оружие. Но когда очередь доходила до «Сикстинской мадонны» Рафаэля, затихали, не спешили перелистывать страницу. Иллюстрация этой картины, даже выполненная в тонах сепии, вызывала смятение в наших детских душах, будоражила неведомые доселе чувства – светлые, добрые, хотя о младенце Христе и Богородицы мы ничего не знали. Такие были времена, атеистические и богоборческие. Церковь, куда как-то на Пасху привел меня дедушка, осветившая меня блеском икон и теплыми огоньками свечей, окутавшая терпким запахом ладана, вскоре была закрыта (Хрущевым), потом якобы сгорела. Но именно с тех давних пор величие православия отождествляется у меня с великолепием храма…
Артур в курсе того, что есть такая картина «Сикстинская мадонна», но предпочтение отдает «Золотому Фредди». Притом что мама, можно сказать, человек искусства, папа – журналист-международник… Артур любит Германию и хочет жить там. Мне с детства хотелось лицезреть «Сикстинскую мадонну»… И когда годы спустя у меня появилась возможность бывать в Дрезденской галерее, я, разумеется, этой возможностью воспользовался.
И потерял дар речи, как только увидел это полотно, отражающее все величие божественного мира. И – грядущий Божий промысел в образе маленького Христа на руках у его охранительницы – Матери Божьей. Она – и над всем миром, и рядом с нами одновременно. Стремительно движется нам навстречу, и мы тоже устремляемся к ней. И растворяемся во Христе.
Сколько длилась моя первая встреча с «Сикстинской мадонной», точно сказать не могу. Это были и миг, и вечность, когда тела нет – только дух, душа, невесомые, вне времени и пространства. С такими полными смятений чувствами и в глубоких раздумьях отходил я от «Сикстинской мадонны» каждый раз. Потом наступало спокойствие. Мысль обретала ясность. Так длилось несколько лет, и мне, убежденному, казалось, атеисту, вдруг подарили Библию, в одной книге Ветхий и Новый заветы. Не помню, кто и когда, но получить такой подарок в Германии было невероятно. Вот так начался мой путь к Богу…
Потом в Киеве как-то встретился с директором Львовской картинной галереи Борисом Григорьевичем Возницким, можно сказать, случайно. Удивительный это был человек. В 1950-х гг. учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (бывшая Императорская Академия художеств). О себе говорил так: «Я был первым советским искусствоведом во Львове. Здесь были старые искусствоведы, которые работали еще во времена Польши, а я был „советский искусствовед"». А Львовская галерея, в общем-то, типичная провинциальная галерея с претензиями на европейское признание и парой-другой живописных произведений, претендующих на статус шедевров, – французских, немецких, русских.
Заслуга Возницкого в том, что он открыл миру гениального скульптора XVIII в., которого в Европе называли галицийским Микельанджело. В действительности он был то ли Иоанн Георгий Пинзель, то ли Йоган Георг Пильзе, то ли Ян Георг Пельце… Никто не знает, как его правильно зовут, немец он или поляк. Неизвестно откуда пришел, неизвестно когда и куда ушел, оставив нам свои загадочные творения, — деревянные скульптуры на христианскую тематику. Его творения издавна украшали католические и униатские костелы Галиции.
Возницкий собирал по всей Украине картины, скульптуры, иконы, старинные предметы, украшения, элементы интерьера… И в Прикарпатье нашел потерянные скульптуры Пинзеля, которыми малограмотные галичане топили печки, устанавливали на могилах, просто выбрасывали на свалку…
Первая выставка работ Иоанна Пинзеля состоялась в «проклятые» советские времена в сентябре 1987 г. в выставочных залах музея «Олесский замок», являющимся отделом Львовской галереи искусств. Потом экспозиция побывала в Москве, Варшаве, Вроцлаве, Познани, и уже при Януковиче — в Лувре...
Борис Григорьевич пригласил меня посетить музей деревянных скульптур Пинзеля во Львове. Там действительно собраны шедевры католического зодчества. Среди них – скульптура Святой Елизаветы, матери Иоанна Крестителя. Она в такой скорби, что даже века не сгладили горе на ее лице. Видимо, этот самый момент, когда она узнала об отсечении головы ее сына… Изображение Святого Иоакима, отца Богородицы, тоже полно скорби. По мнению специалистов, он мог так опечалиться, когда священник отверг дары, которые праведный Иоаким принес своему Богу: от бездетных дары не принимались. Он еще не знает, какая радость ожидает его и всех людей.
Тогда, в этом небольшом музее, я впервые увидел скульптуру распятия. И тоже впервые меня потрясло осознание того, какие страшные муки в человеческом теле претерпел Господь. Как же ему было больно… Страшные гвозди пронзили руки и ноги.
Гвозди были в натуральную величину. Я понял это годы спустя, когда пришел в Храм Христа Спасителя, чтобы в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) поклониться ковчегу с частицей Ризы Господней и Гвоздю от Креста Господня (апрель 2012 г.).
За мгновение рассмотрел в деталях это жуткое орудие убийства: 30-40 см длиной, квадратного сечения с закругленными краями, с расплющенной шляпкой, местами покрытый патиной – не ржавчиной за две с лишним тысячи лет. Стоило прикоснуться губами к этой святыне, как все тело пронзило острая боль. К выходу добрался не без помощи других посетителей…
Но откуда мог знать истинные размеры гвоздя Пинзель? Загадка, как вся его жизнь и деятельность. Сейчас его называют «украинский Микельанджело», но он такой же украинец, как и Порошенко со всеми его подельниками. Впрочем, о них даже вспоминать не хочется. Особенно в этом контексте. Но приходится. Наверное, потому, что против своего народа совершили они множество преступлений, много невинной крови пролили… И не каются.
Евангелисты, описывая распятие Христа, упоминают о двух казненных вместе с ним людях, называя их разбойниками или злодеями. Наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки. Один из повешенных злодеев злословил Его. А второй злодей говорил: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:32-43).
У Пинзеля по католической традиции ноги Христа скрещены и к кресту прибиты одним гвоздем. В Московском храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня есть Распятие с предстоящими, выполненное в соответствии с традициями православной Церкви и с канонами православного искусства. Здесь в конце 1990-х гг. произошло подлинное чудо: распятие дважды мироточило. О чем тоже почему-то не вспоминают, хотя по поводу этих событий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II написал: «Рассматривать как милость Божию». Скажите, в каком еще храме было такое же чудо?..
Но для меня самое удивительное заключается в том, что распятие было создано скульптором Еленой Безбородовой, вполне светским художником, правда, воцерковлённым. «Искусство должно способствовать развитию и совершенствованию бессмертной человеческой души, и художнику всегда нужно помнить о своей высокой духовной миссии», — говорит она. И это ее не только творческое кредо, но и жизненное.
Многие верующие, кстати, задаются вопросом: а насколько вообще скульптура как форма прославления Бога традиционна для православия? По мнению богословов, Седьмой Вселенский Собор, обосновавший возможность иконопочитания Боговоплощением, свидетельствует, тем самым, и о возможности православной скульптуры. В качестве примера можно привести сохранившиеся деревянные скульптуры православных святых XVIII-XIX вв., которые есть на Севере (Архангельск), на Урале (Алапаевск), в других местах. Памятник Святому Равноапостольному князю Владимиру был установлен в Киеве в 1853 г.
Если не говорить об отдельных работах некоторых художников, то Елена Безбородова по праву – один из тех немногих скульпторов современности, которые жизнь кладут, творчество свое на алтарь служения православному искусству. Мне уже приходилось об этом говорить, но буду повторять это до пор, пока меня не услышат в государственных инстанциях, прежде всего. У всех великих художников, как прошлого, так и настоящего, всегда были высокие покровители, без которых вряд ли могли состояться и Рафаэль, и Микельанджело, и тот же Пинзель… Менее известных художников тоже опекали сильные мира сего. Но, прежде всего, эту великую миссию брало на себя государство в лице его правителя: то ли герцогство Флорентийское, то ли Саксонское, то ли Российская империя… Сегодня таланты России практически брошены на произвол судьбы. Зато бесталанные, но либеральные щедро финансируются из госказны.
…Не знаю, какая дорога привела меня в мастерскую Елены Безбородовой, но когда увидел скульптуру «Превратились в белых журавлей», показалось, будто встал я на границе жизни тленной и жизни вечной: два бронзовых солдата с винтовками и журавль между ними – они уже оторвались от земли, но еще не покинули ее. Это, наверное, тот самый миг, когда души людские покидают бренные тела. Три фигуры, застывшие на излете жизни, по мнению искусствоведов, спереди похожи на трепещущее пламя свечи, сзади – на взрыв. Боковой ракурс совершенно иной – плащ-палатки смотрятся как крылья. Здесь испытываешь такое же потрясение, как и при виде «Сикстинской мадонны». Хочется смотреть и смотреть… И пытаться заглянуть за тот горизонт, куда человеку вход не доступен.
И не надо ехать ни в Дрезден, ни во Львов, ни в Рим, если рядом с Москвой, в Химках, есть такие дивные творения как в мастерской Елены Безбородовой. А где их еще можно увидеть? Скульптурная группа «Превратились в белых журавлей» — это проект памятника, посвященного воинам-защитникам Москвы 1941 г., созданный еще в 2005 г. И тогда же одобренный, как высокими московскими чиновниками, так и коллегами. Но – до сих пор нереализованный, и перспектив – пока никаких. И когда подобных фактов три и более, то уже впору говорить о закономерности. Как всегда, причина (!) кроется в деталях. В таких, которые наглядно характеризуют нравственное состояние российского общества.
Недавно, например, в Летнем дворе Третьяковской галереи открылась выставка «Пейзаж в переработке». Все картины художники сделали – соберитесь! — из мусора, строительных материалов, старой мебели. Как сказано в анонсе, авторы объединили экологию и искусство и переосмыслили пейзажи из коллекции музея. Комментировать подобную экспозицию дело пустое. И хотя мероприятие приурочено к Году экологии, однако вовсе не такого рода выставки принесли Третьяковке всемирную известность. Не правда ли?
А вот еще одно «благодеяние», оказанное России: нас посетил, говорилось в сообщении ТАСС, Джордж Мартин, автор культовой (для кого?) серии книг «Песнь льда и пламени», положенной в основу злобно сатанинского телесериала «Игра престолов» (РЕН ТВ). Ему сразу предоставили конференц-зал и широкую журналистскую аудиторию. И заезжий мэтр разоткровенничался. На пресс-конференции в Северной столице он заявил, что считает убийство героев единственным способом заставить читателей по-настоящему переживать за них (!).«Смерть всегда рядом. Она идет за нами, и мы все умрем». Такую «правду жизни» несет сей англосаксонский «творец» в «массы» российских теле- и киноаборигенов.
И еще один пример на тему «высокого искусства». Как написали российские СМИ, «один из самых востребованных режиссеров мира Акрам Хан» привез на Чеховский фестиваль спектакль «Пока львы молчат». Это балет с самыми немыслимыми спецэффектами, превосходящими все вместе взятые спецэффекты, использованные в голливудских фильмах. На сцене Хан и его артисты «превращаются в зверей: грациозных, выносливых, неукротимых… прекрасная принцесса Амба, которая была похищена в день своей свадьбы молит богов об отмщении… Боги подарят Амбе шанс отомстить. Она переродится в дочь демона — Шиханди. Женщина-воин, стремительная и смертельно опасная. В ней почти не осталось ничего человеческого, да и ее движения скорее напоминают движения паука — идеально владение телом».
В общем, московскому зрителю под его аплодисменты и за его деньги скормили очередную порцию чертовщины, в лучшем случае – восточного язычества. Как и во многих предыдущих случаях. И сегодня этот список можно распространить на всю российскую культуру. Разве в этом адском «калейдоскопе» может найтись хотя бы скромное местечко для христианского искусства, тем более – православного? Да еще под постоянные вопли либералов о «клерикализации» России и при полной неспособности или нежелании властей и слабоволии фрагментированного общества противостоять этому натиску. При этом вся эта политика идеально вписывается в культурно-антиправославную экспансию Запада в Россию, почти 85% населения которой считают себя православными…
Спросил как-то Елену Анатольевну: «С вашей точки зрения, нынешняя западная скульптура является духовной?» «Нет. Это, скорее, противоположные, антидуховные вещи. Они разрушают душу человека. Задача искусства – способствовать развитию бессмертной души. Те работы, которые выставляются на Западе, нельзя назвать произведением искусства. Это – дизайн. А если искусство не способствует развитию души, значит, оно препятствует этому развитию». «То есть только или – или?» «Так: или свет, или тьма. А задача искусства нести свет».
В ее творчестве, действительно, христианская тема — главная. Скульптура «Евангелист Лука», например, стала символом международной православной выставки «Свет миру» и была преподнесена в дар Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II в честь прибытия в Москву с Афона святых мощей евангелиста Луки. По инициативе Международного Христианского фонда Десницы св. Иоанна Крестителя в 2006 г. Еленой Безбородовой была создана скульптура «Иоанн Креститель», проект будущего монумента в новом храмовом комплексе в старой столице Черногории Цетине. А были еще — «Георгий Победоносец», «Серафим Саровский», другие. Евангельские сюжеты в трактовке скульптора, по сути своей, настолько близки к иконописным изображениям, что даже глубоко верующие люди признают их духовно верными. «На монахах и священниках держится мир, на людях молящихся он держится», — уверена Елена Анатольевна. Удивительны потому по своей глубине образы Иисуса Христа. Елена Безбородова показывает Спасителя в разные моменты его земной жизни: «Хождение по водам», «Моление о чаше», «Размышления в Гефсиманском саду»…
Важной темой в творчестве Елены Безбородовой стало создание военно-патриотических образов. Здесь скульптор тоже не изменяет себе: для нее важно именно духовное начало. «… меня волнует духовная тема. Тема силы человеческого духа. И все другие темы, которые я решала в своей творческой жизни, были подготовкой к решению этой глобальной темы. Именно она достойна воплощения в творчестве скульптора», — говорит Безбородова. Практически ее работы посвящены всему тому прекрасному, что есть в нашей жизни – от природы до балета.
Во всех работах Елена Анатольевна узнаваема по неповторимому своеобразию и гибкости силуэтов, точности форм. Впечатление такое, будто работает она не с бронзой, а с мягким воском. В ее произведениях — искренность, высокий духовный накал, который присущ произведениям подлинно великих русских художников. И я соглашаюсь с ней, когда она говорит, что между католическими и православными распятиями «различия колоссальные»: «У них смерть, у нас — победа над смертью». Кстати, на ее Распятии с предстоящими под ногами Христа — череп: воистину, смертью смерть поправ… На распятиях Пинзеля – кровь и застывшие страдания.
На произведения Елены Безбородой можно смотреть часами. Как на «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Как на «Давида» Микельанджело. Как на распятия Пинзеля. Это гениальные вещи, но из далекого прошлого. А прекрасное, русское и дня сегодняшнего, вот оно — рядом.
В августе 2016 г. Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский, совершив освящение скульптуры святого Андрея Первозванного работы Елены Безбородовой в поселке Атяшеве (Мордовия), повел с ней разговор о святителе Луке Крымском. Епископ Вениамин высказал пожелание, чтобы в Ардатове, где святитель Лука начинал свою гражданскую врачебную деятельность, был памятник и ему. Не дожидаясь заказа, Елена Анатольевна начала работу, вместе с супругом совершила паломничество в Крым, где с 1947-го по 1961 г. архиепископ Лука служил на Крымской кафедре, лечил, почил и был похоронен на симферопольском кладбище. Рабочая модель памятника уже готова… Будет ли востребована?
В начале 2000-х гг. Елена Безбородова представляла несколько своих работ в небольшом итальянском городке Каррара, где была устроена выставка произведений российских художников. Здесь более двух тысяч лет добывают знаменитый каррарский мрамор. Именно его предпочитал Микеланджело, и потому тоже бывал в Карраре. Когда-то, известно, Микеланджело Буонарроти свое искусство скульптора определял так: «Я беру кусок мрамора и отсекаю от него все лишнее». Далеко не всем дано увидеть это «лишнее»…
В городке есть академия художеств, десятки мастерских иностранных художников и, естественно, немало подлинных знатоков и ценителей искусства, можно сказать, потомственных. Один из них пригласил Елену Безбородову осмотреть его личную коллекцию. И показал мало кому известный автопортрет Микельанджело. Размером с ладонь. На малой родине итальянской скульптуры это могло означать только одно — признание русского мастера.
…«Сикстинская мадонна» Рафаэля смотрит на мир уже почти пятьсот лет. Ее видели двенадцать поколений людей. Два века люди ужасаются мучениям Христа, отображенным на распятиях Пинзеля. «Давид» Микельанджело выставлен в Академии изящных искусств во Флоренции, «Моисей» – в одной из римских базилик… Елена Безбородова участвовала в сотне российских и международных выставок, но увидеть ее произведения в Москве трудно. И мальчиш с красивым именем Артур, масса его сверстников произведением искусства считают монстра — «Золотого Фредди». Они не испытали потрясений от встречи с гениями, не почувствовали великой силы духа, исходящей от скульптуры «Превратились в белых журавлей». Значит, нет пока пророка в российском Отечестве, увы…
Валерий Мацевич