Владимир Крупин - Пространство духовности
Елена Анатольевна Безбородова – тот художник, который служит искусству скульптуры, подчинив его служению Богу. Смотришь её работы, и ощущаешь себя в пространстве храма, созданного ею – мастером, одарённым созидать работы, в которых нет ни единого лишнего штриха, ни единой фальшивой ноты, в которых всё взывает к лучшему в человеке, его душе. Это молитва. В бронзе.
Под руками мастера металл словно становится лишённым материального веса и говорит о красоте Божия мира, прославляет подвиги жертвенности и отрешённости от земного, напоминает о вечном...
Собственно, она одна из первых в современном русском искусстве внесла в скульптуру духовную составляющую. Глядишь на её работы, и слова молитвы начинают звучать в тебе, рука сама поднимается для осенения себя крестным знамением...
Если мы созданы «по образу и подобию», то как можно искажать это подобие? Дело художника – воспевать Божии творения, славить человека, защитника красоты сотворённого для него трёхмерного мира. Для внесения в него четвёртого измерения – духовного.
В Елене Анатольевне, в её даровании счастливо сочетаются реалистичность натуры и, одновременно, её надмирность. Иначе как бы стало мироточивым созданное ею Распятие с предстоящими в Крестовоздвиженском храме на Чистом вражке?
В проекте мемориала «Превратились в белых журавлей» солдаты ещё на земле, но уже и в потустороннем мире. «Романовский крест» зримо монументален и одновременно надмирен, как и «Идущий по водам», как и «Апостол Андрей Первозванный». И, особенно, «Иоанн Креститель», «Моление о чаше», «В Гефсиманском саду», «Снятие с Креста». Католическая скульптура не смогла возвыситься до понимания главного подвига Иисуса Христа – победы над смертью. А без этого понимания нет познания ни Бога, ни России. У Бога все живы – именно в этом основа творчества Елены Безбородовой.
Незабываемы семья царственных страстотерпцев, вознесённая в рельефе-облаке на Романовском Кресте, святой Сергий Радонежский, возникающий в солнечном круге над Россией, святейший Патриарх священномученик Тихон, целитель, святитель Лука Крымский… Они органически соседствуют с портретами простых людей. Почему? Они молятся одному Богу, поэтому – «В поле», «Косарь», «Масленица»… В «списочном составе» скульптора Елены Анатольевны всегда только хорошие люди, душевная красота которых и нам помогает стать лучше.
Скульптору присуща мощь в изображении святых: изумительно точно передана великая справедливость поражающего зло великомученика Георгия Победоносца. Сильный, прекрасный, незабываемый! С ним перекликаются замечательные наши современники, воины духа: «Композитор Рахманинов», боец спецназа со спасённой девочкой… Смотришь и радуешься, что ты не одинок в этом мире, такие работы оживотворяют наше существование, изгоняют из нашей жизни зло, дают надежду на спасение.
Расцвет творчества скульптора пришёлся на сложнейшие для отечественного искусства времена. Тем не менее её работы находятся во многих музеях, частных коллекциях, установлены в обеих наших столицах, в Подмосковье, Мордовии, Англии…
Красота и женственность, но одновременно и сила характера на мемориальной доске Ларисе Шепитько. Пронзительна по силе любви к простому человеку «Ветеранка». Земная и воздушная «Анна Павлова».
Не избежала Елена Анатольевна, как, собственно, и все скульпторы, влияния античности. Но её работы на античные темы не подражание, а развитие той формы, которая целомудренно воспевает красоту богосотворённого тела.
Когда внешняя форма начинает любить художника, она сама радостно помогает ему. Кажется, что и линии струн арфы выстраиваются сами в единственно возможном натяжении для звучания в лад с мыслью скульптора. Нет тетивы у луков спортсменок-лучниц, но полное ощущение, что они есть, напряжены и готовы пустить стрелу в цель. И листья опадают с бронзовых деревьев для участия в красоте скульптур Елены. А журавли, несомненно, сами прибегали к ней, и подолгу позировали для того, чтобы навсегда замереть в бронзе среди хрусталя струй льющейся воды (Покровское-Глебово, фонтан). И девочка Дарья, конечно, специально родилась, чтобы мамочка остановила навсегда счастливые мгновения её детства – трогательные завораживающий красотой её портреты ангельского возраста.
Несомненно продвижение Елены Безбородовой по пути духовного выражения мира, что является главным в её таланте. Тут ей помогает её личная воцерковлённость и молитвы о ней и священников, и наши с вами.
И как бы много ни было свершено ею, какие бы высокие звания она ни получала, смело скажем: талант такой глубины, такой одухотворённости всё ярче раскрывает себя, уверенно набирает силу.
Владимир Крупин